Выездной арбалетно-лучный тир
Не только специалисты по управлению персоналом, но и все специалисты в области менеджмента знают: успех бизнеса во многом определяется человеческим фактором. Если сотрудники компании работают с воодушевлением, если им небезразлично качество их работы, если им важен не только индивидуальный результат, но результат деятельности всего коллектива, — такая компания достигнет многого. Также, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что люди работают с воодушевлением, если им близки ценности компании и ее корпоративная культура.
Тем не менее, во многих российских компаниях попытки увлечь сотрудников общей идеей, донести до них миссию организации и привить им корпоративные ценности оказываются безуспешными. Зачастую навязываемые элементы корпоративной культуры обращаются в формальные ритуалы, а плодотворные, казалось бы, идеи — в бессодержательные лозунги: сотрудники в них не верят. Чаще всего, не верят в них и сами руководители, но перед ними стоят задачи корпоративного управления, которые необходимо решать.
Причины отчуждения сотрудников, отсутствия корпоративной культуры можно искать в специфике стиля управления компанией, в личных качествах и персональных промахах руководителей. С другой стороны, следует отметить и то, что люди очень часто не готовы к восприятию идей, стоящих за рамками их частной жизни. Большинству из нас свойственно скептическое отношение к разного рода идеологическим построениям и общественным идеалам. «Работа за идею» или «на общественных началах» — словосочетания, употребляющиеся исключительно в ироническом смысле. Преодолеть этот скепсис не просто. Что может заставить людей подумать о чем-то большем, нежели их собственные текущие интересы? Очевидно, только общечеловеческие ценности.
На наш взгляд, обращение к истории, к древней культуре своего народа — один из путей, позволяющих достичь этой цели. Речь идет не об истории, как науке, но о народной культуре, обладающей той душевностью, которая будит чувства, глубоко спрятанные в каждом человеке. На этой идее обращения к народной культуре построена одна из корпоративных программ — «Выездной арбалетно-лучный тир».
В чудный летний день 150 сотрудников крупной компании совершили корпоративный выезд в пригород Москвы. Прекрасная погода, атмосфера, хорошо продуманная программа тимбилдинга располагали к отдыху и приятному времяпрепровождению. Принципиальным отличием этого корпоративного выезда от других стало то, что сюжетная линия мероприятия была выстроена на реальных исторических фактах, которые были обыграны и подкреплены интересной, интерактивной программой.
Вот впечатления нескольких участников: «День пролетел очень быстро! Я устала, но узнала много нового. Такой насыщенный день! Настроение отличное! Народная игра «Капуста» — просто фонтан эмоций!»; «Мне кажется, сегодня мы стали ближе друг другу. Я лучше стала понимать своих коллег. И здесь очень красиво. Прямо душа раскрывается!»; «Мне больше всего понравилось петь и играть на старинных инструментах. Минут через 20 репетиции мы спелись по-настоящему». «Лук и стрелы — прекрасный отдых».
Еще в течение нескольких дней участники мероприятия будут вспоминать, и обсуждать свои приключения. Как правило, за общими темами разговоров появляются новые темы. И задача HR-менеджеров компании грамотно использовать эту ситуацию с пользой для корпоративной культуры компании.
Ограничивается ли перечисленными результатами весь эффект, полученный от мероприятия? «Работая с постоянными клиентами, мы стремимся открыть для них более широкий горизонт возможностей, мы считаем, что отдача от корпоративных мероприятий может быть больше, чем кажется на первый взгляд. Мы стремимся показать, что и более амбициозные цели заказчика могут быть достигнуты», — отмечает менеджер проекта «Выездной арбалетно-лучный тир». В частности, программа имеет более глубокое содержание, нежели эмоциональное сплочение коллектива. Она способствует решению такой непростой задачи, как воспитание корпоративного духа.
Конечно, элементы интерактивной исторической программы — костюмы, оружие и музыкальные инструменты — можно воспринимать как декорации. А русские единоборства, стрельбу из лука или арбалета — рассматривать как зрелища и занятия, организованные для привлечения туристов.
Каждая человеческая жизнь является составной частью истории, хотя не каждый человек это осознает. Для многих жизнь представляется замкнутыми самодостаточным отрезком, не имеющим никакого контекста и связи с прошлым и будущим. Такое мироощущение превращает любые идеи, выходящие за рамки удовлетворения повседневных потребностей в карикатуры. О каких глобальных ценностях можно говорить человеку, живущему только текущим моментом?
В процессе выполнения игровых заданий и прохождения мастер-классов участники обратились к традициям и символам старинной русской культуры, и почувствовали её силу. Обращение к исторической традиции будит глубоко спрятанное в каждом человеке стремление найти смысл своего существования, обрести связь с предшествующими поколениями, найти свою опору, некую константу, в культуре и истории своего народа. Через соприкосновение с историей «человек потребляющий» может стать «человеком разумным» в полном смысле этого слова.
Беседа с участниками мероприятия показала, что наибольшим успехом пользовались именно стрельба из лука. Наверняка, многие из них после стрельбы из лука подумали: «куплю лук». Чувство сплоченности и радости от совместной деятельности возникало в процессе пения, вождения хоровода и участия в несложной народной игре. И дело здесь не только в необычности этих занятий, сколько в том, что они открывают в душе то, что находится за границами повседневности. Такие встречи с прошлым оставляют свой след. Они рождают новые мысли, способствуют развитию человеческой личности и духовному развитию.
Организации, стремящейся к успеху, в первую очередь необходимы творчески мыслящие и морально здоровые люди. Вот почему умному руководителю так важно раскрыть потенциал каждого работника и разбудить душу каждого члена коллектива.